Контроля и оценка эффективности использования средств местного бюджета

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

1 Теоретические основы контроля за использованием средств бюджета………..6

1.1 Сущность контроля, его формы и виды………………………………………..6

1.2 Оценка эффективности использования средств местного бюджета –

как объект контроля………………………………………………………………..13

1.3 Методы контроля за средствами местного бюджета………………………...19

 

2 Анализ организации и проведения контроля за использованием

средств местного бюджета………………………………………………………...25

2.1 Анализ организационных основ контрольно-ревизионных

мероприятий акимата города Костаная…………………………………………...25

2.2 Оценка эффективности использования средств местного бюджета

по городу Костанаю………………………………………………………………...31

2.3 Оценка результативности работы акимата города Костаная………………..40

 

3 Совершенствование контроля и оценки эффективности

использования средств местного бюджета……………………………………….50

3.1 Зарубежный опыт контроля и оценки эффективности использования

средств местного бюджета………………………………………………………...50

3.2 Пути по повышению результативности контроля и оценки

эффективности использования средств местного бюджета……………………..61

 

Заключение………………………………………………………………………….66

 

Список использованных источников……………………………………………...69

 

Приложения…………………………………………………………………………72

Введение

 

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время экономика Казахстана несет значительные потери из-за низкой бюджетной дисциплины. На местном уровне имеет место нецелевое использование бюджетных средств и материальных ресурсов, схемы по их изъятию, а иногда прямое хищение.

Эффективный и действенный контроль за эффективностью использования средств местного бюджета - важный фактор государственной стабильности и необходимое условие реализации посткризисных мер в рамках Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана на 2010 год «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». Это связано с тем, что особое значение контроль приобретает в период проведения социально экономических реформ, что обусловлено изменением условий и принципов планирования, поступления и использования бюджетных средств.

Контрольная функция государства в экономической сфере заключается не только в предупреждении, выявлении и пресечении финансовых нарушений на государственном и местном уровнях, но и в организации системы повышения эффективности использования бюджетных средств, что требует проведения соответствующей оценки.

В условиях бюджетного финансирования роль контроля в обеспечении финансовыми ресурсами бюджетных организаций, рационального и экономного их использования имеет особое значение. Для обеспечения целевого использования средств бюджета, прежде всего, требуется правильная организация деятельности органов государственного финансового контроля, как внутренних, так и внешнего.

Согласно Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты «из-за отсутствия индикаторов результативности реализации программ, конкретного механизма оценки их эффективности, взаимосвязи между стратегическим, экономическим и бюджетным планированием также невозможно осуществлять качественный контроль за эффективностью реализации программ, включая контроль эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, результаты, полученные по итогам проводимого внутреннего и внешнего контроля, слабо интегрированы в процесс разработки и рассмотрения бюджетов». [1]

Эффективное управление бюджетными средствами предполагает получение информации о том, в какой степени в результате управления обеспечивается достижение целей финансовой политики государства. В настоящее время бюджетный контроль сводится к проверке соблюдения субъектами бюджетных отношений требований действующего законодательства и не направлен на решение задачи повышения результативности бюджетных расходов. Методы бюджетного контроля, традиционно применяемые в отечественной практике, не позволяют установить, насколько эффективно были использованы бюджетные средства и каков результат их использования. Для получения такой оценки необходимо применять специальные методы финансового контроля, которые позволят получить оценку уровня эффективности использования бюджетных ассигнований бюджетополучателями. Проблемой финансового контроля на текущем этапе является отсутствие продуманной законодательной регламентации, Бюджетный Кодекс Республики Казахстан утратил силу. [2]

Вышесказанное определяет актуальность и необходимость разработки новых подходов к контролю и оценке эффективности использования средств местного бюджета и выработки эффективного механизма контроля за целевым, эффективным и законным использованием средств местных бюджетов.

Степень исследованности темы. В ходе исследования автор опирался на мнение таких отечественных ученых-экономистов и теоретиков, как Н.А. Макарова, А.И. Худяков, К.К. Жуйриков, Б.С. Утибаев, Р.М. Жунусова и др.

Особо следует выделить работу кандидата экономических наук Д.Г. Кудикеновой «Финансовый контроль в Республике Казахстан и пути его совершенствования на современном этапе (региональный аспект)» (Астана, 2009), в которой предложен метод расчета ущерба, нанесенного государству и предложены рекомендации, позволяющие предотвратить и снизить уровень выявляемых финансовых нарушений, полученные на основе комплексного анализа использования средств местного бюджета. А так же предложены и рассчитаны показатели эффективности финансового контроля.

Ценными в теоретико-методологическом и конструктивном плане являются работы российских экономистов: А.А. Ахполов, В.В. Бурцев, С.М. Бычкова, Ю.А. Данилевский, А. Крикунов, А.Н. Козырин, Н.Л. Маренков, М.В. Мельник, С.П. Опенышев, Л.Н. Овсянников, Н.И. Панченко, В.М. Родионова, С.В. Степашин, Г. Семигин, Л.Н. Титова, A.M. Тарасов, А.Г. Фирсов, Н.И. Химичева, Л.Я. Хорина, В.З. Шевлоков, С.О. Шохин, А.А. Ялбулганов и др. по вопросам теории и методологии основ бюджетного контроля, деятельности органов финансового контроля.

Анализ указанных трудов показывает, что они содержат много полезной научной информации, но также и ряд дискуссионных и нерешенных вопросов. Следует отметить, что теория и методология осуществления контроля и оценки эффективности использования средств бюджета в настоящее время находится в стадии становления. Нерешенными остаются вопросы определения целей и задач бюджетного контроля, методов его проведения, критериев оценки эффективности использования бюджетных средств.

Целью дипломной работы является исследование теории и практики контроля и оценки эффективности использования средств местного бюджета.

Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:

1. Раскрыть теоретические основы контроля за использованием средств бюджета;

2. Провести анализ организации и проведения контроля за использованием средств местного бюджета;

3. Предложить совершенствование контроля и оценки эффективности использования средств местного бюджета.

Объектом исследования является система органов финансового контроля и деятельность акимата г. Костаная.

Предметом исследования послужила совокупность экономических отношений, возникающих в процессе осуществления контрольных функций за исполнением местных бюджетов.

Методологической основой исследования являлись методы общенаучного познания: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, а также традиционные приемы и методы экономического и логического анализа статистики и экономических результатов.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.